Воспитание и обучение волнистых попугайчиков
…Б. А. Симонов в своей книге «Певчие и декоративные птицы», изданной в Ташкенте, делится богатейшим опытом содержания и воспитания различных видов птиц. В ней он дает советы всем желающим заняться интересной и увлекательной работой по обучению волнистых попугайчиков произносить слова. Убедившись в том, что все попытки обучить взрослых попугайчиков произносить слова оказывались безрезультатными, он рекомендует брать для обучения только что вылетевших из гнезда птенцов.
Каждого из них следует поместить в отдельную клетку и держать в разных комнатах, чтобы они не видели и не слышали своих сородичей. В комнате не должно быть посторонних, ненужных шумов и звуков, отрицательно влияющих на процесс обучения.

Однако на период учебы попугайчиков желательно соседство с ними других певчих птиц, особенно канареек. Их пение обогащает слух попугайчиков и дает им большую возможность лучше раскрыть свои способности.
Интересные наблюдения над своими волнистыми попугайчиками провела московский зоолог Н. Надьярная. У нее был ярко-желтый с красными глазами попугайчик Кокки, которого она подарила школьнице Танечке.
Первое свое слово он произнес на 80-м дне жизни, а через несколько месяцев в его лексиконе было уже несколько десятков слов. Кокки называл имена всех членов семьи, а девочку постоянно заставлял учить уроки. Сидит и командует:
— Танечка, учи уроки!
Попугайчик любил расхваливать самого себя: «Кокки — птичка хорошая». Нередко он ошибался и говорил все наоборот: «Танечка — птичка хорошая» или «Кокки — девочка хорошая». Попугайчик здоровался со всеми гостями, комично спрашивая их «кто пришел?»

Хоть и очень редко, но все же молодой ручной волнистый попугайчик может заговорить и в том случае, если в квартире есть и другие птицы. В одной семье зеленый попугайчик Грин жил в одной квартире с чижом и синицами.
Он свободно летал по квартире, часто залетал в комнату, где находились другие птицы. И только в пять месяцев — позже чем другие обучаемые попугайчики — Грин все-таки заговорил. Он говорил: «доброе утро», спокойной ночи», «Грин хороший», иногда называл себя «Гришей» и произносил много других слов. В обучении попугайчика говорить, очевидно, решающее значение сыграло то обстоятельство, что он с самого малого возраста был приучен к общению с людьми.
Он просто не мог быть в стороне от людей. Если кто-нибудь из домашних печатал на машинке, Грин любил сидеть и кататься на движущейся каретке. Если же его запирали в клетку, то он сердился и надолго затаивал обиду, даже клевал иногда обидчика. Примечательно, что других членов семьи он при этом не трогал и по-прежнему играл с ними.
Н. Надьярная рассказывает, что волнистый попугайчик иногда может начать говорить даже при тесном общении с другими попугайчиками. Такая история произошла с одним из ее питомцев — Яшкой.
Его родители были совершенно ручными и в дуплянке, стоявшей на кухне, вывели потомство. Вскоре и Яшка стал ручной птицей. Малышом он любил дремать на ладони. Ему нравилось играть с пальцем, и если им двигали, он потихоньку покусывал его.
Сначала Яша жил один, а когда ему исполнилось три месяца, в квартире появилась желтенькая сорокадневная самочка Ларочка. Ларочка часто обижала спокойного и доверчивого Яшку, часто отгоняла его от кормушки. В шесть месяцев Яшка неожиданно заговорил. Первыми его словами были:
— Ларочка! Не обижай Яшку!
Это была фраза, с которой хозяева часто обращались к его приятельнице. Нужно сказать, что Ларочка, хотя и обижала Яшку, тем не менее всюду летала за ним и очень скучала, если его забирали в другую комнату на уроки. Потом обучение Яшки пошло быстрее. Он стал произносить свое имя, вежливо здоровался с хозяевами и гостями, называл имена членов семьи.
Спустя некоторое время заговорила и Ларочка. Правда, даже в возрасте четырех лет, она произносила всего лишь два слова: «Яшка птичка». Вообще у волнистых попугайчиков самки говорят крайне редко…..